На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 043 подписчика

Свежие комментарии

  • лина любимцева
    ХРАНИ ГОСПОДЬ НАШИХ РЕБЯТ!! Не пускайте  этих жЫдо-бандэровских боевиков на мою  любимую Херсонщину!!!Морпехи ВС РФ уни...
  • лина любимцева
    МОЛОДЦЫ ПОЛИЦЕЙСКИЕ!! Не ожидала даже такого быстрого положительного  результата.Полиция в метро М...
  • лина любимцева
    Одесса и одесситы ЖДУТ РОССИЮ!! Я люблю Одессу, я уважаю одесситов, Я ХОЧУ, чтобы Россия пришла в Одессу!!! ХОЧУ!!! Х...Доброволец из Оде...

«С улицы сюда не берут». Что не так в сериале «Березка»

Сериал «Березка», по словам его создателей, снимали при помощи и участии руководителей и артистов ансамбля. Однако солистка «Березки» Ксения Журавлева рассказала АиФ.ru, что в реальной жизни все происходило не совсем так, как показано на экране.

Из уборщиц — в солистки?

Действие в сериале разворачивается в 1980-е годы. Варя (Любовь Константинова) учится в ПТУ и пытается самостоятельно научиться танцевать. У нее есть мечта — попасть в знаменитый ансамбль «Березка», и она ежедневно тренируется, чтобы соответствовать строгим стандартам. Но ее поездка на пробы заканчивается провалом, Варя устраивается в ансамбль уборщицей и получает комнату в общежитии, где живут другие амбициозные девушки — москвичка Лена (Ольга Бобкова) и Эдита (Алена Коломина) из Эстонии. Они с легкостью попали в основной состав, а сейчас взяли над Верой шефство — учат ее жизни в столице и танцам. Вечерние тренировки не одобряет строгая руководитель «Березки» Надежда Светлова (Лидия Вележева), но она видит желание Вари танцевать и не может не помочь талантливой провинциалке.

«В самой "Березке" такое, наверное, могло случиться только в самом начале, когда ансамбль создавался, а основная часть артистов не были профессионалами, — рассказывает Ксения Журавлева. — Они действительно все пришли из самодеятельности. Потом, когда коллектив стал академическим, в него брали только тех, кто получил специальное образование. А девушка-любительница во время действия сериала вряд ли могла так попасть в ансамбль. История Золушки хороша для сюжета, но в жизни все гораздо прозаичнее».

Набрали... колхозниц

Сама основательница ансамбля была суперпрофессионалом. Балерина, выпускница Второй Государственной балетной школы в Петрограде, солистка Большого театра Надежда Надеждина еще в 30-е начала выступать на эстраде, потом, после войны, стала руководителем балетного отделения Мосэстрады и худруком Русского народного хора Калининской (Тверской) филармонии. Именно там она нашла первых артистов будущей «Березки» — двадцать молодых колхозниц, участницы фестиваля сельских народных талантов, под руководством Надеждиной поставили русский хоровод под песню «Во поле березонька стояла». Дело было в 1948-м, через два года Надеждина станет лауреатом Сталинской премии — это была первая, но не последняя ее награда; в 1966-м она была удостоена звания народной артистки СССР. «Березка» тоже развивалась — в числе артистов появились и юноши, позже при ансамбле был организован оркестр народных инструментов. Изменились и правила приема.

«Естественно, нужно профессиональное образование, но иногда есть требования и более специфические — рост, внешность. И, наверное, должен быть внутренний свет, какой-то огонек, который поможет раскрыть на сцене русскую душу. Из героинь сериала у меня, пожалуй, сомнения только насчет Вари — она единственная, кто не обладает профессиональным образованием. Ее играет обаятельная актриса, но, мне кажется, сейчас достаточно профессиональных училищ, чтобы можно было ввести это требование при отборе», — рассказывает Журавлева.

Особому, скользящему шагу — основе заглавного хоровода — учат всех поступивших в «Березку» танцоров. Считается, что это секрет, что с артистов берут подписку о неразглашении, но на самом деле ничего тайного в этом шаге нет — а есть очень много работы на репетициях.

Решительный худрук

«Я не застала Надежду Сергеевну Надеждину, но мне кажется, что Лидии Вележевой (в сериале ее героиню зовут Надежда Светлова — Ред.) удался этот образ — она была решительной, талантливой, ей приходилось отвечать не только за себя, но и за целый коллектив», — говорит Журавлева.

Сериал начинается со сложных времен для ансамбля «Березка» и для ее художественного руководителя: былые покровители в верхах ушли на пенсию, а с новыми чиновниками еще предстоит выстроить отношения. Сценаристы пошли на сознательный анахронизм — Надеждина скончалась в 1979 году, передав созданный ею коллектив своему первому помощнику Мире Михайловне Кольцовой (она руководит ансамблем до сих пор). Фактически история «Березки» непрерывна — за 70 лет было лишь два худрука; такая преемственность поколений может как вредить, так и помогать. Журавлева считает, что такая ситуация скорее на пользу, чем во вред:

«Конечно, меняются люди, меняются времена, отношение ко всему происходящему в мире. Но есть каноны, на которых "Березка" была создана, они проверены годами, всегда будут нравиться зрителям и ничто с ними, наверное, не сравнится. То же самое происходит, например, в Большом театре, театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — у них есть классические постановки, которые будут в их репертуаре всегда. Но и художественный руководитель, и каждый исполнитель привносят что-то свое даже в те номера, которые поставлены пятьдесят лет назад, так что нет опасности, что какой-то номер "запылится"».

Друзья-соперники

К моменту образования «Березки» направление народных танцев в СССР уже было, можно сказать, развитым. В 1937 году Игорь Моисеев — солист и балетмейстер Большого театра — создал первый в мире ансамбль народного танца, который занимался танцевальным фольклором народов мира. В сериале два коллектива (по факту в 80-е их было уже больше) показаны как непримиримые соперники в борьбе за внимание партийного и культурного начальства и за возможность отправиться на гастроли за границу.

«Явного противостояния между нашими ансамблями нет и никогда не было. Наверное, когда речь заходила о зарубежных гастролях, что-то подобное и могло возникать, -рассказывает Журавлева, — А вот артисты между собой всегда дружили, они вместе учились в одних и тех же учебных заведениях, занимались одним делом и работали на благо страны. Бывает даже так, что муж работает в одном коллективе, а жена в другом».

В принципе, «Березка» советского времени вполне могла примерить к себе знаменитую строчку из песни Юрия Визбора «А также в области балета Мы впереди планеты всей». Ансамбль тогда был настоящим послом страны, узнаваемым, как сейчас говорят, брендом. А вот 90-е годы для ансамбля начались с потерь — его выселили из здании Церкви Преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря и лишили постоянной репетиционной базы; эта эпопея закончилась только нулевые — в 2006-м «Березка» переехала в бывший особняк мецената Морозова в Леонтьевском переулке, а сам ансамбль перешел в ведение Управления делами президента России. И снова стал представлять страну.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх